Формирование личности - многоступенчатый процесс, в котором принимает участие множество факторов. Характер, взгляды и устремления не закладываются биологически. Таким образом, основой для формирования человека как личности является процесс взросления и взаимодействия с окружающим миром.

Существует такое понятие, как: Психологическое взросление. Одноименный интернет-курс помогает юной личности самоутвердиться и отделиться от опеки родителей.

Постичь сущность человека с древних времен пытаются философы, биологи, социологи, другие ученые и мыслители. Биологических загадок остается все меньше. Но многие так и остаются открытыми. Строятся теории, проводятся исследования, выделяются важные этапы.

Сегодня можно уверенно говорить о том, что формирование личности человека происходит благодаря разным факторам. Таким как:

  • социализация, как обычная, так и гендерная;
  • окружение (в семье, на работе, на учебе, в кругу друзей);
  • психосексуальное развитие;
  • влияние культуры и искусства;
  • генетика и биология.

Теорий о формировании индивидуума как личности, существует множество. Но большинство современных исследователей соглашается в том, что личностью не рождаются, а становятся. Появляясь на свет, мы представляем собой «базовую сборку», которая с каждым годом расширяется. Изменяться и формироваться мы не перестаем до самой смерти.

Глубокие исследования о формировании личности в детском возрасте и на различных этапах онтогенеза проведены выдающимся отечественным психологом Лидией Ильиничной Божович. Её книга «Личность и её формирование в детском возрасте» включает результаты исследований всех возрастов, условий и закономерностей развития личности.

Генетика и биология

Процесс формирования личности начинается с утробы матери. Предполагать, что если читать нерожденному ребенку Платона, то он вырастет мыслителем, не стоит. На стадии биологического формирования закладываются генетические факторы. Те болезни и патологии, что передаются малышу от родителей.

Генетические и биологические факторы, влияющие на формирование личности:

  • Биохимические особенности: психические заболевания, вещественный обмен.
  • Наследственные заболевания.
  • , который вели родители во время вынашивания ребенка: даже стрессы матери могут оказать воздействие на биохимическое и физическое развитие плода.
  • Анатомические особенности.

Генетика и биология - база, с которой все начинается. В зависимости от окружения, воспитания и ряда других факторов человек будет по-разному вести себя в разных условиях. Личность инвалида, выросшего в центре большого города, окажется иной, чем личность человека в том же состоянии, родившегося в поселке в только развивающейся страны.

Окружение

Определить, что точно для развития личности является основным фактором, проблематично. Но те окружение и социальная среда, в которых растет ребенок, формируют его привычки и взгляды. Изменить установки, заложенные с детства, сложнее всего.

Человека преимущественно окружают люди того же социального статуса, вероисповедания, менталитета. Мы выбираем такую естественную мягкую сегрегацию самостоятельно, потому что общаться и развиваться проще с «себе подобными». О взаимоотношениях читайте в разделе. Окружение может поменяться под влиянием внешних обстоятельств - личностное развитие также свернет в другую сторону. Человеку свойственно подстраиваться под свое окружение, стремятся выделяться из него только единицы. Единицы из этих единиц формируют собственное окружение, становятся людьми, способными изменить мир.

Влияние социального окружения на развитие прослеживается в биографии любого исторически известного человека: Михаила Ломоносова, Адольфа Гитлера, Стива Джобса и других. Но это влияние также необходимо рассматривать в комплексе с другими обстоятельствами.

Воспитание

Основой формирования всей личности становится воспитание в детстве. В дальнейшем человек начинает заниматься самовоспитанием и саморазвитием, но начинается все с детства. Воспитанием занимаются родители, другие старшие родственники. Товарищи, в особенности старшие, дополняют картину воспитания. Свой вклад вносят воспитатели в детском саду, учителя в школе, инструктора в секциях и кружках.

Личность - пазл, складывающийся из различных кусочков. Даже самый детальный психоанализ в перспективе не сможет определить, какое обстоятельство повлияло на ту или иную черту характера взрослого члена общества. Воспитание в детстве дает схему поведения, толчок к дальнейшему саморазвитию (или деградации, в зависимости от окружения и иных факторов). То, как родители влияют на формирование личности, во многом определяет будущий характер, стремления, психологические травмы, другие обстоятельства.

Дети, стремящиеся во всем походить на старших, могут копировать у взрослых для формирования своего «я»:

  • манеру поведения;
  • гендерные роли;
  • тип мышления;
  • разные качества родителей.

Это копирование в перспективе превращается в установки. Положительные стоит сохранять. С отрицательными - бороться самостоятельно или при участии психолога.

Социализация и общение

Сформировать человека как личность помогают общение и социализация. Мы социальные существа. Провинившихся заключенных в тюрьмах отправляют в одиночную камеру, где отсутствие социализации способно сводить с ума. Поэтому в формировании личности играет настолько важную роль.

Первая социализация начинается при контакте с родителями и близкими родственниками. Затем круг общения расширяется до воспитателей в детском саду, других детей, случайных людей. Общаясь, индивидуум начинает формировать чувства, перенимать манеры поведения, находить собственный «голос» в разговорах. Роль общества в процессе формирования мотивов, взглядов и мировоззрения в целом играет огромную роль. Даже уверенно саморазвиваясь, невозможно отделаться от влияния социальных контактов на точку зрения.

Факторы социализации и формирования личности идут рука об руку и в том, что касается психического состояния человека. Если исключить общение, то происходить следующее:

  • интеллект слабее развивается;
  • замедляется развитие навыка речи;
  • снижение эмпатии, чувства не развиваются;
  • могут появляться симптомы , шизофрении, других психических заболеваний.

Так, если изолировать индивидуума от общения с другими людьми, можно замедлить его интеллектуальное, психическое и эмоциональное развитие. Такой человек может оказаться опасен для себя и окружающих, ему потребуется продолжительное лечение.

Культура и искусство

Роль искусства в формировании личности также важна. Познание окружающего мира, изучение истории, погружение в искусство - все это помогает развиться дальше базовых потребностей в пропитании и социализации. Искусство - не определяющий фактор, роль общества в создании индивидуальности гораздо важнее. Но оно помогает:

  • мыслить шире и критически;
  • защитить свое «я» от массовых взглядов;
  • найти гармонию между собой и окружающим миром;
  • выразить себя;
  • понять свой внутренний мир;
  • разрушить стереотипы, установки, социальные конструкты.

Без погружения в культуру и искусство вряд ли получится расширить границы собственного сознания, выйти за узкие рамки воспитания, перешагнуть через давление общества.

Этапы развития личности

На каждом этапе развития личности присутствует ведущая деятельность. Концепции формирования представлялись разными психологами. Одна из таких концепций принадлежит Д.Б. Эльконину, включает в себя периоды с младенчества до пубертатного периода.

Концепт Эльконина

Концепция включает в себя следующие этапы формирования личности:

  1. Младенчество.
  2. Раннее детство.
  3. Дошкольный период.
  4. Младший школьный возраст.
  5. Подростковый период.

В младенчестве происходит этап общения с близкими взрослыми. В раннем детстве начинается взаимодействие с окружающим миром и его предметами. В дошкольном возрасте ребенок начинает тянуться к взрослым, разбираться в социальных и гендерных ролях, примерять их на себя, определять свое будущее. К младшему школьному возрасту начинается глубокое обучение, закладывается база знаний, проявляются интересы и стремления. В подростковом возрасте определяющей деятельностью становится интимное познание себя и окружающих.

Теория Эриксона

Дополнительные этапы включает в себя теория Эрика Эриксона . Он рассматривает формирование личности человека с рождения до смерти, не ограничиваясь младенчеством, детством и отрочеством.

На практике личность не перестает развиваться, когда проходит половое созревание. К этим этапам можно добавить юность - период определения в обществе, полноценного поиска себя. Зрелость - период самоутверждения, передачи своих знаний другим (ученикам, последователям, детям, внукам). И старость - переосмысление своей роли в мире, достижение гармонии с собой.

Проблема формирования личности не перестает волновать психологов и исследователей по всему миру. Одной общей теории, с которой были бы согласны все, не существует. Сходятся специалисты только в том, что построение индивидуальности является комплексным, происходит за счет влияния разнообразных факторов.




Формирование личности – процесс, который не заканчивается на определенном этапе человеческой жизни, а длится всегда. Не существует двух одинаковых трактовок термина «личность», потому что это довольно многогранное понятие. Существует два кардинально разных профессиональных взгляда на явление человеческой личности. Согласно одному из них, на развитие личности влияют природные данные человека, которые есть врожденными. Второй же взгляд оценивает личность как социальное явление, то есть признает исключительно влияние на личность социальной среды, в которой она развивается.

Факторы формирования личности

Из множества теорий личности, представленных разными психологами, можно четко выделить главную мысль: личность формируется на основе биологических данных человека и процесса обучения, получения жизненного опыта и осознания себя. Формироваться личность человека начинает уже в раннем детстве, а продолжается всю жизнь. Влияет на него ряд факторов, как внутреннего, так и внешнего характера. Рассмотрим их более подробно. Внутренние факторы – это, в первую очередь, темперамент человека, который он получает генетически. Ко внешним факторам можно отнести и воспитание, и окружающую среду, и социальный уровень человека, и даже время, век, в котором он живет. Рассмотрим более подробно две стороны формирования личности – биологическую и социальную.


Личность как биологический объект. Самое первое, что влияет на формирование личности – это генетический материал, который человек получает от родителей. Гены содержат информацию о той программе, которая была заложена в предках двух родов – материнском и родительском. То есть, новорожденный человек – это продолжатель сразу двух родов. Но здесь следует внести ясность: человек не получает от предков черты характера, одаренность. Он получает основу для развития, которую уже и должен использовать. Так, например, от роду личность может получить задатки певца и холерический темперамент. Но то, сможет ли человек быть хорошим вокалистом и контролировать вспыльчивость своего темперамента зависит от его непосредственно от воспитания, мировоззрения.

Следует также отметить, что на личность влияет культура, социальный опыт предыдущих поколений, которые никак не могут передаться с генами. Значительность биологического фактора формирования личности нельзя не учитывать. Именно благодаря ему люди, которые растут в одинаковых условиях, становятся разными и уникальными. Важнейшее значение для ребенка играет мать, потому что он тесно связан с ней, и этот контакт можно отнести к биологическим факторам влияния на формирование и развитие личности. В материнской утробе ребенок полностью находится в зависимости от матери.


Ее настроение, эмоции, чувства, не говоря уже об образе жизни, в значительной мере влияют на малыша. Ошибочно думать, что женщина и ее плод связаны только пуповиной. Они взаимосвязаны, эта связь влияет на жизнь обоих. Простейший пример: у женщины, которая много нервничала и испытывала негативные эмоции во время беременности, будет ребенок, поддающийся страхам и стрессам, нервозным состояниям, тревогам и даже патологиям в развитии, что не может не сказаться на формировании и развитие личности ребенка.


Каждый новорожденный человек начинает свой пути формирования личности, на котором он проходит три основных этапа: поглощение информации об окружающем мире, повторение чьих-то действий и модели поведения, накопление личного опыта. В пренатальном периоде развития ребенок не получает возможности подражать кому-то, не может иметь личный опыт, но он может поглощать информацию, то есть получать ее с генами и как часть материнского организма. Именно по этому такое большое значение для развития личности имеет наследственность и отношение будущей матери к плоду, образ жизни женщины.


Социальная сторона формирования личности. Итак, биологические факторы закладывают основу для развития личности, но социализация человека тоже отыгрывают не менее важную роль. Личность формируется последовательно и поэтапно, при чем эти этапы имеют некую схожесть у всех нас. Воспитание, которое человека получает в детстве, влияет на восприятие им мира. Нельзя не дооценивать и влияние на личность общества, частью которой она является. Существует термин, который указывает на присоединения человека к системе общества – социализация.

Социализация – это вхождение в общество, по этому она имеет рамки по длительности. Начинается социализация личности в первые года жизни, когда человек осваивает нормы и порядки, начинает различать роли окружающих его людей: родителей, бабушек и дедушек, воспитателей, посторонних. Важным шагом начала социализации является принятие личностью своей роли в обществе. Это первые слова: «Я девочка», «Я дочка», «Я первоклассник», «Я ребенок». В дальнейшем человек должен определиться со своим отношением к миру, с призванием, образом жизни. Для личности подростков важным шагом социализации является выбор будущей профессии, а для юных и зрелых людей – создание собственной семьи.


Социализация приостанавливается, когда личность заканчивает формирование своего отношения к миру и осознает собственную роль в нем. Фактически, социализация личности продолжается всю жизнь, но главные ее этапы должны быть пройдены в срок. Если родители, воспитатели и педагоги упускают некоторые моменты в воспитании ребенка или подростка, то у молодой личности могут появиться трудности в социализации. Так, например, люди, с которыми в дошкольном возрасте не проводилось половое воспитание даже на элементарном уровне, имеют трудности в определении своей половой ориентации, в определении своего психологического пола.


Подытоживая, можем сказать, что стартовой базой для развития и формирования личности выступает семья, в которой ребенок постигает первые правила поведения, нормы общения с обществом. Дальше эстафета переходит к детским садам, школам, вузам. Большое значение имеют секции и кружки, группы по интересам, занятия с репетировали. Вырастая, принимая себя как взрослого человека, личность учится новым ролям, в том числе и роли супруга/супруги, родителей, специалистов. В этом значении на личность влияют не только воспитание и среда общения, а и средства массовой информации, Интернет, общественное мнение, культура, политическая ситуация в стране и многие другие социальные факторы.

Процесс формирования личности

Социализация, как процесс формирования личности. Огромное влияние на раз­витие и формирование личности оказывает процесс социализации. Формирование личности, как объекта общественных отношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации. Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.

В процессе социализации принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники в детских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д. Для успешной социализации (становления личности), по Д.Смелзеру, необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) подражания и копирования детьми поведения взрослых, 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли, 3) стадии групповых игр, на которых дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.


Многие социологи утверждают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами: социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации. Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Идентификация означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения.


Процесс социализации достигает определённой степени завершённости при достижении индивидуумом социальной зрелости, которая характеризуется обретением личности интегрального социального статуса. В 20 веке в социологии запада утвердилось понимание социологии как той части процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие распространенные черты личности, проявляющиеся в социологически - организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества. Основным органом первичной социализации Толкотт Парсонс считает семью, где закладываются фундаментальные мотивационные установки личности.


Социализация – сложный, многосторонний процесс общественного формирования и развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и целенаправленной воспитательной деятельностью общества. Процесс социализации личности - это процесс превращения индивида с его природными задатками и потенциальными возможностями социального развития в полноправного члена общества. В процессе социализации человек формируется как творец материальных благ, активный субъект социального отношения. Сущность социализации можно понять при условии, что личность рассматривается одновременно как объект и субъект социального воздействия.


Воспитание, как процесс формирования личности. На формирование личности человека огромное влияние имеет воспитательное воздействие окружающей социальной среды. Воспитание - это процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны других людей, взращивание личности. Возникает вопрос. Что же играет определяющую роль в формировании личности, её социальной активности и сознания – внешне высшие сверхестественные, природные силы или же социальная среда? В концепциях наибольшее значение придается нравственному воспитанию на основе принесения «вечных» идей человеческой морали осуществляемого в форме духовного общения.

Проблема воспитания – одна из вечных социальных проблем, окончательное решение которой в принципе невозможно. Воспитание остается не только одной из самых массовых форм человеческой деятельности, но и продолжает нести основную нагрузку по формированию человеческой социальности, поскольку основная задача воспитания – изменения человека в направлении, определенном общественными потребностями. Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно – исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее формирование личности, её подготовку к общественной жизни и производительному труду.


Рассматривая воспитание как функцию общества, которая состоит в сознательном воздействии на индивида с целью подготовки выполнения им той или иной общественной роли путём передачи ему накопленного человечеством социального опыта, выработки определенных черт и качеств, можно определить специфичность предмета социологии воспитания. Социология воспитания – формирование личности как конкретного носителя социальности с определенными мировоззренческими, нравственными, эстетическими установками и жизненными устремлениями в результате воспитания как целенаправленной деятельности общества.


С одной стороны, воспитание личности направленно на приобщение человека к ценностям культуры, с другой стороны – воспитание состоит в индивидуализации, в обретении личностью собственного «Я». При всей важности целенаправленной воспитательной деятельности решающее значение для формирования личности с сознательными чертами, принципами поведения, имеет все же само по себе влияние конкретных условий жизни.

Условия формирования личности

Нравственное формирование личности является важной составной частью процесса социализации индивида, вхождения его в социальную среду, усвоения им определенных социальных ролей и духовных ценностей – идеологии, морали, культуры, социальных норм поведения – и их реализации в различных видах социальной деятельности. Социализация индивида, его нравственное формирование обусловлены действием трех групп факторов (объективных и субъективных): – общечеловеческим опытом в сфере труда, общения и поведения; – материальными и духовными чертами данного социального строя и той социальной группы, к которой индивид принадлежит (экономические отношения, политические институты, идеология, модель, право); – конкретным содержанием производственных, семейных, бытовых и других социальных связей и отношений, составляющих личный жизненный опыт индивида.


Из этого следует, что нравственное формирование личности происходит под влиянием условий общественного существования. Но общественное существование – понятие сложное. Оно определяется не только тем, что характеризует общество в целом: господствующим типом производственных отношений, организацией политической власти, уровнем демократии, официальной идеологией, моралью и т.д., но и тем, что характеризует большие и малые социальные группы. Таковы, с одной стороны, крупные социальные общности людей, профессиональные, национальные, возрастные и иные демографические макрогруппы, а с другой – семья, школа, учебный и производственный коллективы, бытовое окружение, друзья, знакомые и прочие микрогруппы.


Индивид формируется под воздействием всех указанных пластов общества. Но сами эти пласты, их влияние на людей как по содержанию, так и по интенсивности неравнозначны. Общесоциальные условия наиболее мобильны: они в большей мере изменяются в результате социальных преобразований, в них быстрее утверждается новое, прогрессивное и изживается старое, реакционное. Макрогруппы медленнее и труднее поддаются социальным изменениям и потому отстают в своей социальной зрелости от общесоциальных условий. Наиболее консервативны малые социальные группы: в них сильнее и устойчивее старые, противоречащие коллективистской идеологии и морали взгляды, нравы и традиции.

Формирование личности в семье

Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития, до современный форм семейных отношений. Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе. Основа брачных отношений порождает права и обязанности.


Зарубежные социологи рассматривают семью как социальный институт лишь в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных отношений: супружеством, родительством и родством, при отсутствии одного из показателей используется понятие "семейная группа". Слово "брак" происходит от русского слова "брать". Семейный союз может быть зарегистрированным или незарегистрированным (фактическим). Брачные отношения, регистрируемые государственными учреждениями (в ЗАГСах, Дворцах бракосочетания), называются гражданскими; освещенные религией - церковными. Брак - явление историческое, он прошел определенные стадии своего развития - от полигамии к единобрачию.


Урбанизация изменила уклад и ритм жизни, что повлекло за собой изменение и семейных отношений. Городская семья, не обремененная ведением большого хозяйства, ориентированная на самостоятельность и независимость, перешла в следующую фазу своего развития. На смену патриархальной семье пришла супружеская. Такую семью принято называть нуклеарной (от лат. ядро); в ее состав входят супруги и их дети). Слабая социальная защищенность, материальные трудности, испытываемые семьей в настоящее время, привели к сокращению рождаемости в России и формированию нового типа семьи - бездетной.


По типу проживания семья подразделяется на патрилокальную, матрилокальную, неолокальную и унилокальную. Рассмотрим каждую из этих форм. Матрилокальный тип характеризуется проживанием семьи в доме жены, где зятя называли "примаком". Длительный период на Руси был распространен патрилокальный тип, при котором жена после замужества поселялась в доме мужа и нарекалась "невесткой".Нуклеарный тип брачных отношений находит отражение в стремлении молодоженов жить самостоятельно, отдельно от родителей и других родственников.


Такой тип семьи называют неолокальным. Для современной городской семьи характерным типом семейных отношений можно считать унилокальный тип, при котором супруги проживают там, где есть возможность совместного проживания, в том числе снимая жилье в наем. Проведенный среди молодежи социологический опрос, показал, что молодые люди, вступающие в брачный союз, не осуждают браки по расчету. Лишь 33,3% респондентов осуждают такие браки, с пониманием к нему относятся -50,2%, а 16,5% даже "хотели бы иметь такую возможность". Современные браки "постарели". Средний возраст вступающих в брак за последние 10 лет увеличился среди женщин на 2 года, среди мужчин - на 5 лет. Тенденция, характерная для западных стран, создавать семью, решив профессиональные, материальные, жилищные и др. проблемы, наблюдается и в России.


Браки в настоящее время, как правило, разновозрастные. Обычно при этом один из членов брачного союза, чаще старший, берет на себя ответственность за решение экономических, хозяйственно-бытовых и других проблем. И хотя семейные психологи, например, Бендлер, считают оптимальной разницу в возрасте супругов 5-7 лет, для современных браков характерна разница в 15-20 лет (причем не всегда женщина является моложе мужчины). Изменение общественных отношений коснулось и проблем современной семьи.


В практике семейных отношений имеют место фиктивные браки. В такой зарегистрированной форме брак характерен для столицы и крупных промышленных и культурных центров России, основой их становится получение определенных выгод. Семья - сложная многофункциональная система, она выполняет ряд взаимосвязанных функций. Функция семьи - это способ проявления активности, жизнедеятельности ее членов. К функциям следует отнести: экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреативную, или психологическую, репродуктивную, воспитательную.


Социолог А.Г.Харчев считает репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода. Но роль семьи не сводится к роли "биологической" фабрики. Выполняя эту функцию, семья является ответственной за физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, она выступает своеобразным регулятором рождаемости. В настоящее время демографы отмечают снижение рождаемости в России. Так, в 1995 году новорожденные составили 9,3 на одну тысячу населения, в 1996 - 9,0; в 1997-8 новорожденных.


Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана (формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл.


Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка - все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни. Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности.


Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, на процесс формирования личности действует ряд факторов:

В первую очередь на формирование личности оказывают влияние генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности.

Вторым фактором, оказывающим влияние на формирование личности человека, является влияние физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга. Наиболее ярким примером тому является сравнение горных жителей, жителей степей и людей, населяющих джунгли. Природа постоянно влияет на нас, и мы должны отвечать на это влияние через изменение своей личностной структуры.

Третьим фактором формирования личности человека принято считать влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социабельную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества.

Четвертым фактором, формирующим личность человека, является влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям.

Пятым фактором, формирующим личность индивида в современном обществе, следует считать индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый че ловек попадает в разные ситуации, в ходе которы он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека и ой ориентируется на будущие события, исход из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека.

На сегодняшний день в психологии существует более 50 теорий, которые описывают понятие «личность». Каждая из них по-своему повествует о том, как осуществляется становление личности. Но все они едины в том, что каждый человек проживает этапы формирования личности так, как не проживал никто прежде и не будет проживать никто после.

Вконтакте

Довольно распространенный вопрос, который беспокоит современное общество, почему одному человеку достается все: он успешен во всех сферах жизнедеятельности, уважаем и любим, а другой такой несчастный и лишь деградирует? Чтобы уловить суть и ответить на этот вопрос , следует оперировать знаниями факторов становления личности, которые оказывают непосредственное влияние на жизнь конкретного человека. Крайне важно знать о том, как проходили этапы формирования личности, какие новые способности, свойства и качества появлялись в процессе жизнедеятельности, обязательно при этом учитывая роль семьи и друзей.

Сегодня в нашей статье мы рассмотрим процесс становления личности , а также с какими преградами сталкивается человек на этом пути.

Формирование человеческой личности

Процесс формирования личности - это образование у каждого индивида определенных человеческих качеств, которые были приобретены в процессе жизни. Но отчего же зависит проявление определенных качеств в человеке?

Факторы, которые оказывают влияние на становление личности

Подведя итог этого раздела, хочется отметить, что если один из этих этапов не был пройден, то наступает фаза дезинтеграции, сопровождающаяся отторжением человека обществом. При дезинтеграции процесс становления останавливается и может обернуться вспять, что влечет за собой деградацию.

Этапы развития

В большей степени к развитию предрасположен деятельный и активный человек. Стоит отметить, что для каждого возрастного интервала один из видов деятельности является передовым и ведущим.

Концепция ведущей деятельности была разработана выдающимся советским психологом Леоньтевым А. Н. , им же были выделены основные этапы становления. Несколько позже его идеи были развиты и немного преобразованы Эльконином Д. Б. и другими учеными.

Но что же из себя представляет ведущий вид деятельности? Это фактор деятельности и развития, определяющий формирование основных психологических разнообразий индивида на следующей ступени его развития.

« По Эльконину Д. Б. .»

Этапы формирования личности по Эльконину Д. Б . и передовой вид деятельности в каждой из них:

  • Младенчество - общение со взрослыми.
  • Ранее детство - активный предметно - манипулятивный вид деятельности. Каждый ребенок учится использовать простые предметы.
  • Дошкольный период можно охарактеризовать, как сюжетно-ролевую игру. В игровой форме ребенок примеряет на себя социальные роли взрослых.
  • Младший школьный возраст сопровождается плодотворной учебной деятельностью.
  • Подростковый период включает в себя начало интимных взаимоотношений со своими сверстниками.

«По Эриксону Э.»

Эриксон Э. зарубежный психолог , периодизация развития индивидуальности которого стала наиболее известной. По версии ученого процесс формирования личности происходит не только в юности, но и в периоды глубокой старости.

Психосоциальные стадии развития представляют из себя кризисные временные интервалы формирования индивидуумом. Становление - это преодоление условных барьеров (психологических этапов) одного за другим. На каждом этапе осуществляется качественное видоизменение внутреннего мира человека. Новообразование каждого из этапов - это результат развития человека на каждом пройденном этапе.

Стоит обратить внимание, что новообразования могут быть не только положительными, но и отрицательными. Собственно говоря, их сочетание и определяет индивидуальность человека. Эриксон выделял и описывал две передовые линии развития: аномальную и нормальную, в каждой из которых выделил и сравнил психологические новообразования.

Кризисные этапы выковывания личности по Эриксону Э

  1. Первый год жизни человека. На этом временном отрезке крайне важную роль играет семья в становлении. Через родителей ребенок узнает добр ли мир по отношению к нему. Если становление нормальное, то у ребенка формируется доверие к миру, в противном случае - аномальное, сопровождающееся глобальным недоверием.
  2. От 1 года до 3 лет. Если процесс формирования нормальный, то у ребенка вырабатывается не только самостоятельность, но и уверенность в себе. В противном случае, при аномалии, наблюдается гипертрофированный стыд и неуверенность в себе.
  3. От 3 до 5 лет. Любопытство или безразличие к людям и миру, инициатива или чувство вины, активность или пассивность.
  4. От 5 до 11 лет. На этом этапе ребенок учится не только ставить перед собой цели, но и достигать их, развивать в себе трудолюбие, коммуникативные и познавательные навыки, стремиться к успеху и самостоятельно решать свои задачи. Если же становление отклоняется от нормы, то новообразованиями станут тщетности усилий решения поставленных задач, ощущение бессмысленности, комплекс неполноценности.
  5. От 12 до 18 лет. На этом этапе развития подростки переживают самоопределение. Молодые люди определяются с мировоззрением, выбирают будущую профессию, строят планы. Если же наблюдаются отклонения от нормы, но молодой человек погружается в свой внутренний мир, все попытки разобраться в себе становятся тщетными. Путаница в чувствах и мыслях влечет за собой трудности с самоопределением, неспособность планировать свое будущее, а также снижение активности. Как правило, в последнем случае подросток становится конформистом, не имея своих собственных мировоззренческих установок.
  6. От 20 до 45 лет. Этот временной интервал относится к ранней взрослости. В норме он сопровождается желанием человека быть полезным членом социума. Индивидууму удается чувствовать удовлетворенность от жизни в том случае, если он создает семью, заводит детей и работает. Ранняя зрелость - это период, когда роль семьи вновь выходит на передовой план, только в данном случае семья уже не родительская, а созданная самостоятельно. К положительным новообразованиям этого периода стоит отнести: общительность и интимность. Что касается отрицательных, то к ним следует отнести неразборчивые связи, избегание близких отношений и полная изоляция. В данном случае трудности характера граничат с расстройствами психики.
  7. От 45 до 60 лет - средняя зрелость. Прекрасный жизненный этап становления в условиях разнообразной, творческой и при этом полноценной жизни. Человек любим и уважаем семьей, друзьями и коллегами, достиг определенных высот в карьере, обучает и воспитывает детей. Если формирование происходит благополучно, то человек продуктивно и активно работает над собой, если нет, то наблюдается желание уйти от реальности, путем «погружения в себя». Подобный «застой» сопровождается озлобленностью, эгоизмом, ранней инвалидностью, потерей трудоспособности.
  8. После 60 лет - поздняя взрослость. Период, когда человек начинает активно подводить итоги прожитой жизни.

Крайние линии развития старости

  • Отсутствие страха смерти, ощущение полезности и полноты жизни, удовлетворенность, душевная гармония и мудрость.
  • Боязнь смерти, трагичное отчаяние.

Время чтения 8 минут

Шекспир говорил: «Личность – это наш сад, а воля – это его садовник». Так давайте же разберемся, каков наш внутренний сад и как необходимо за ним ухаживать. Чтобы ответить на все эти вопросы, которые можно причислить к риторическим, разберемся, что же такое формирование личности и из каких основных факторов оно складывается.

Несмотря на трудности с определениями, формирование личности и его закономерности все же входят в сферу психологического знания. Поэтому примем за аксиому, что личность – это человек, который сумел перешагнуть определенный уровень развития. Ребенок, который научился вежливо отказывать агрессору в школе. Спортсмен, побивший новый рекорд. Девушка, сдавшая экзамен, чтобы получить профессию мечты.

В общем, личностью можно назвать всякого, кто твердо решил не оставаться на уровне инфузории-туфельки. Такие люди принимают решение каждый день так менять свою реальность, как сами считают нужным. Но каким образом происходит процесс формирования личности? Почему в одной и той же семье могут вырасти и хороший врач, и уголовник? Отчего те дети, которые в начальных классах кажутся будущими гениями, впоследствии оказываются на обочине жизни? И как происходит то, что зовется личностным развитием?

На этот процесс влияют несколько факторов, которые на протяжении всей жизни образуют собой кружево обстоятельств, взлетов и падений. Но обо всем по порядку.

Формирование личности человека: 5 основных факторов

Выделяется четыре источника, из которых человек может получить опыт. Это наследственность, окружающая среда, обучение ребенка взрослым, собственный опыт. От качества этих источников зависят показатели развития личности. А также есть еще один фактор, который некоторыми исследователями выносится отдельной строкой – это эмоциональная привязанность.

Наследственность, или биологическое в человеке

Наследственность – первое условие, которое определяет человеческое бытие. Мы не являемся бесплотными духами. Самое главное, что есть у человека – тело. Многим клиентам для повышения самооценки психологи рекомендуют конкретизировать любовь к себе как любовь к своему телу.

Особенности психики определяются частью тела – мозгом. Гены являются теми «кирпичиками», из которых затем формируется личность. В последнее время биологический фактор – а именно, фактор наследственности – недооценивается. Рассмотрим пример. Человек страдает от социофобии. Каковы его действия? Если он хочет покончить со своим персональным кошмаром, то обращается к тем, кто специализируется на решении подобных проблем – то есть, к психологам. Это логично. При зубной боли идут к стоматологу. Если сломалась стиральная машинка – вызывают мастера, который ее починит.

Пользуясь Аристотелевой логикой, измучившийся от социальных страхов клиент приходит на прием к психотерапевту. Затем он приходит еще один раз, затем еще и еще. Во время психотерапии появляется результат – общаться с людьми становится легче. Однако зачастую после прекращения походов к психологу все встает на круги своя. Наш герой «подсаживается» на терапевтические сеансы. Результаты их, несомненно, хороши. Одна проблема – недолговечны. Как и финансовые средства у клиента.

Где же здесь «собака зарыта»? Причины социофобии этого персонажа кроются в генетике. Иными словами, ему нужна не только и не столько психотерапия, сколько транквилизаторы или антидепрессанты. А безуспешные попытки психолога заново «выдрессировать» клиента не приносят долговечных результатов. Обычно домашние задания психологов при социофобии – это «расслабиться посреди наполненного людьми гипермаркета», «подойти к пятнадцати случайным прохожим, чтобы спросить у них, который час», «зайти в магазин, и ничего там не купить».

Некоторые американские исследователи, специализирующиеся на нейробиологии, утверждают: такая «психотерапия» является не более, чем пыткой для социофоба, которому требуется фармакотерапия. Лечение лекарствами имеет своей мишенью те психологические особенности, которые являются проявлением проблем психологии индивида, имеющих биологическую подоплеку.

Окружающая среда

На процесс формирования личности серьезный отпечаток накладывает внешний фактор – окружающая среда. Она представляет собой те условия, которые не зависят от самой личности. Ярким примером может послужить печальная судьба выдающегося математика Ганса Хенрика Абеля. В его честь норвежцами была учреждена Абелевская премия для математиков (бедняги не могут претендовать на Нобелевскую, поэтому награда была создана отдельно для них).

В 1826 году Абель опубликовал свою работу, где описывал способ решения уравнений пятой степени. Она автоматически возвела его в ранг величайших математиков всего мира. Но какой была среда, где родился и жил ученый? Родители его постоянно выпивали и ссорились. Семья жила на грани нищеты. Способности Абеля были замечены лишь школьным учителем. Уравнения пятой степени были одной из тех загадок, которые привлекали внимание математика с ранней юности.

Над ними лучшие умы бились десятилетиями. Но только благодаря финансовой помощи преподавателей будущий гений смог поступить в университет. Судьба Абеля была воистину полна трагизма: он заразился туберкулезом и погиб от болезни в возрасте 26 лет. Вопрос: сколько еще открытий смог бы сделать математик, если бы не фактор окружающей среды?

Личность является не просто функцией нервной системы организма. С самого рождения психика подвергается бомбардировке самых разнородных факторов. Английский психолог Джон Локк предложил называть психику ребенка «tabula rasa», или «чистый лист». Эта концепция означает, что ребенок рождается, не имея опыта – все знания он получает через чувственное восприятие внешнего мира. Не смотря на то, что теория Локка не претендует на абсолютность, она содержит долю здравого смысла.

Обучение ребенка взрослыми

Формирование личности невозможно без передачи опыта. Психология называет такой процесс зовется интериоризацией. Этот термин обозначает передачу опыта взрослыми ребенку, в процессе которого происходит личностное развитие и созревание внутренних структур психики. Например, благодаря интериоризации взрослый человек может думать про себя, не мешая окружающим. Выдающийся отечественный психолог Лев Семенович Выготский считал, что любой компонент психики, прежде чем стать ее частью, сначала протекает как форма сотрудничества между ребенком и взрослым. Это может быть общение или подражание.

Наглядным примером принципа интериоризации в личностном развитии могут послужить так называемые дети-маугли. Воспитываясь с животными, такие дети имеют очень плохой прогноз относительно возможной реабилитации. Если ребенок до пяти лет не общался со взрослыми, шансы усвоить человеческую речь для него близки к нулю. Одним из таких одичавших детей был нигерийский мальчик по имени Белло. Родители отказались от него после рождения. Мальчика приняла «на воспитание» стая шимпанзе, а в 1996 году он был найден среди зарослей джунглей.

Двухлетний ребенок был умственно отсталым, имел очень низкие показатели развития. Также Белло был неполноценным физически. Ребенок не мог научиться разговаривать с людьми – он их избегал. Белло поместили в интернат, где он вел себя очень беспокойно – бросался в других детей предметами, дрался. Со временем его поведение стало немного лучше. Но поведение Белло во многом так и осталось похожим на поведение обезьян. Говорить он не научился. Белло умер через шесть лет после поселения в интернат по неизвестной причине.

Поэтому формирование личности возможно, только если ребенок находится всецело под опекой и руководством взрослого. Большую роль для развития детей играет групповой и культурный опыт.

Собственный опыт

Еще один немаловажный фактор, который влияет на формирование личности. «Личностью не рождаются, личностью становятся» - сказал отечественный психолог А.Н. Леонтьев (видимо, перефразируя Симону де Бовуар, которая считала эту фразу аксиомой развития женственности). Как бы там ни было, процесс становления личности всегда активный.

Опыт человека всегда уникален. Каждый воспринимает мир по-своему – не обязательно эта картина должна совпадать с реальным положением вещей. Такого подхода придерживался американский клинический психолог мирового уровня Карл Роджерс. Он утверждал: мир существует для человека только таким, каким он может его видеть. Каждый выбирает систему координат сам. Добрый человек стремится к самоактуализации, развитию того, что заложено в нем Богом (или эволюцией, что не столь важно в данном контексте).

Чтобы подтвердить взгляды основателя гуманистической психологии, не нужно далеко ходить. Бытовых примеров очень много. Есть люди, которые, казалось бы, могли бы изменить свою жизнь, поскольку все бразды правления лежат у них в руках. Но по неведомым причинам соседи сверху продолжают спорить о том же день за днем, из года в год.

Тридцатилетний алкоголик Вася пьет и жалуется на одиночество. А вот тетушка Маша, у которой, казалось бы, дела идут из рук вон плохо, не унывает и каждый день ухаживает за приносящими ей радость двадцатью кошками. Эти персонажи отличаются между собой не более, чем той картиной мира, которая присутствует у них в голове – а, стало быть, уже много лет оказывает влияние на формирование личности этих людей.

Карл Роджерс считает: единственная сила, которая побуждает человека двигаться дальше – это тенденция максимально раскрывать свои способности. Если индивид умеет видеть себя таким, какой он есть в реальности, ученый говорит о максимальной конгруэнтности (соответствии) его восприятия мира. Напрямую от самопринятия зависит и принятие других – чем добрее человек к себе, тем лучше он будет относиться и к другим.

Привязанность – еще одно условие развития

Но все эти признанные официальной психологией факторы формирования личности обязательно должны быть дополнены еще одним условием. Для развития – как общепсихического, так и для личностного – необходимой является привязанность ребенка ко взрослому. В подавляющем большинстве случаев – к матери. Особый вклад понимание этой концепции внесла Л. Петрановская – специалист по психологии детей-сирот.

Привязанность, говорит психолог, является обязательным условием для того, чтобы личность ребенка развивалась. Интерес к окружающему миру, формирование любых способностей и навыков нанизываются, словно кольца детской пирамидки, на стержень привязанности. Если же этой основы нет, то извне пирамидка может показаться устойчивой. Но при первом же касании ее кольца рассыплются. Личностное развитие становится невозможным.

Ребенок из детского дома – это тот ребенок, который не знает что такое любовь матери и защищенность. Если бы он мог ощущать себя под защитой надежной эмоциональной связи с матерью, тогда бы и происходило его гармоничное развитие. Но поскольку «стержень» отсутствует, при любом столкновении воля ребенка рассыпается. Воспитатели не могут дать ему то, что необходимо.

Программа привязанности – это важнейший фактор, что влияет на развитие личности в самом раннем возрасте. Она заложена в человеке, как и в других млекопитающих, биологически. Если детеныш млекопитающего не находится под заботой матери-самки, то каждую секунду он испытывает смертельный ужас. В мире дикой природы детеныши всегда прикреплены ко взрослому животному. Они исследуют окружающий мир – но только если уверены, что мать находится недалеко от них.

Вывод

На формирование личности оказывает влияние целый тандем факторов. Кем станет человек? Зависит как от того «багажа», которым наградили его предки и родители, так и от его собственных усилий. Становление личности – это процесс, который продолжается всю жизнь, и любая остановка здесь может означать деградацию и застой. Тому, кто не хочет оказаться на обочине жизни, придется приложить немало усилий.

Прислушаемся к словам Брайана Трейси: «Берите управление на себя! Вы настроены позитивно по отношению к себе именно в той степени, в какой считаете себя распоряжающимися собственной жизнью».